Советский Союз был первопроходцем в изучении околоземного космического пространства. В третьей четверти ХХ века слова «спутник», «Гагарин», «космос», «Восток», «Луноход» были настолько популярны, что прочно вошли во многие языки народов Мира. Освоение Луны явилось ярким эпизодом советской космической программы. 17 ноября 1970 года автоматическая межпланетная станция «Луна-17» (станция Е-8 № 203) благополучно и бережно доставила на лунную поверхность первый в истории человечества планетоход, имевший незатейливое имя «Луноход-1» (аппарат 8ЕЛ № 203).
Чудо конструкторской мысли, которому предстояло начать непосредственное изучение спутника Земли, было изготовлено на Химкинском машиностроительном заводе имени С.А. Лавочкина (ныне НПО им. С.А. Лавочкина). Конструкция автоматической передвижной исследовательской станции была рассчитана на то, чтобы Луноход успешно противостоял чрезвычайно суровым условиям эксплуатации, которые предлагает безжизненная (некоторые будут готовы яростно поспорить) Луна, лишённая атмосферы.
Программа изучения Луны требовала проведения ряда исследований, основная роль в реализации которых отводилась уникальной добывающей и измерительной аппаратуре, расположенной на борту первого в мире планетохода. Ряд этих научных задач широк: изучение особенностей и структуры лунной поверхности, изучение химического состава и свойств лунного грунта, изучение нюансов рентгеновского космического и радиоактивного излучения у поверхности земного спутника, другие.
Для обеспечения электропитания бортовой сети колёсного лунного проходимца использовались два источника – комплект солнечных батарей, расположенных на тыльной стороне круглой крышки «котелка» Лунохода, и буферная аккумуляторная батарея. А поддержание положительной температуры внутри герметичного корпуса Лунохода во время сверхлютой лунной ночи обеспечивается радиоизотопным источником тепла В3-Р70-4, смонтированным в кормовой части корпуса (см. фото выше).
Передвижение Лунохода обеспечивалось восьмиколёсным полноприводным шасси с независимой торсионной подвеской. Колёса металлические, спицованные, диаметром 510 мм (на нашей модели, учитывая масштаб, диаметр колёс составляет 255 мм). Каждое колесо имело собственный встроенный электропривод, что мы наглядно показали на модели.
Интересный факт – движением Лунохода с Земли управляли сменные экипажи из пяти специалистов: командира экипажа, водителя, бортинженера, штурмана и оператора антенны связи. Непосредственно пункт управления Луноходом-1 находился на благословенной крымской земле. Да и по рельефу и характеру грунтов подходит! Глазами для экипажа выступали телевизионные камеры (см. фото выше).
Надёжную радиосвязь с автоматическим лунным модулем обеспечивали остронаправленная антенна с собственным высокоточным приводом наклона и поворота, малонаправленная антенна дециметрового диапазона и четыре штыревых антенны метрового диапазона.
Ещё одна интереснейшая деталь космического разведчика – оптический уголковый отражатель. Все его помнят из курса физики средней школы. Кстати, он функционирует и по сей день! Нужно только точно навести лазерный луч на место, похоже, вечной стоянки Лунохода-1 и можно будет получить отражение этого луча, что позволит в очередной раз определить расстояние от Земли до Луны. Для желающих провести этот незамысловатый эксперимент сообщаем лунные координаты навсегда остановившегося лунохода: 38°18′55″ с. ш. 35°00′29″ з. д.
Кстати, немногие знают, что у Лунохода было ещё девятое, мерное, колесо. Закреплённое на собственном подвесе в задней части лунного самохода, оно являлось рабочим органом одометра, позволяющего точно определять пройденное расстояние и коэффициент буксования аппарата. Дистанция, пройденная дистанционно управляемым Луноходом-1 по поверхности Луны с 17 ноября 1970 года по 14 сентября 1971 года, солидная – 10540 метров.
Наш высокоточный макет Луноход-1 в два раза меньше оригинала, однако изготовлен почти из тех же самых материалов, что и знаменитый прототип. Большинство деталей макета лунохода сделаны из различных сплавов, что гарантирует повышенную механическую прочность, а также позволяет эксплуатировать макет планетохода на условно защищённых демонстрационных площадках.